Ввиду того, что начиная с С5(Oath of Blood) NCSoft изменила механику LA2 в плане физического урона по Raid Boss’ам и добавило Оркам – Дестроерам(Destroyer) скилл Zealot, стало возможным убийство Raid Boss’ов. Сначала в это мало кто верил и на старте С5 наверно все high-lvl орки, посещающие клановые/альянсовые Raid-походы слышали насмешки и сомнения в ответ на фразу «народ, а у меня урон критами по боссу по 7000…может давайте КоВ и 2 бишопов ко мне в партию и я попробую потанковать?». Но со временем энтузиасты, да и просто любопытные и рисковые люди, путем проб и ошибок, обжигаясь на неудачах, подобрали такой состав партии и такой набор баффов, что поначалу несложные Raid Bosses, а в последствии все более и более мощные монстры становились жертвами одной melee(мили, воины ближнего боя) партии!!! Ну и венцом развития рейдерского мастерства стали первые успешные походы на таких боссов класса «очень сложный» как Longhorn Golkonda, Last Lesser Giant Olkuth, Storm Winged Naga ну и конечно же Lilith и Anakim.
* Основная информация
Raid Boss’ов в мире ЛА2 очень много, их количество в Interlude равняется 197, но ввиду того, что на low-lvl персонажа убийство Raid Boss’ов хоть и возможно, но требует слишком много условий, в данной статье я буду рассматривать исключительно Raid Boss’ов уровней 68+. Таких монстров на игровой карте мира около 50. Победа над этими монстрами уже может считаться солидным достижением для молодых орков, только недавно переваливших 66 уровень(я выделяю именно этот уровень как начало рейдерской составляющей орковской жизни ввиду того, что именно на 66 уровне молодые Дестроеры получают скилл Zealot lv.2). Помимо личной гордости и ощущения своей мощи убийство этих Raid Boss’ов приносит еще и неплохие прибыли, позволяющие вполне комфортно чувствовать себя еще и в финансовом плане(тоже приятно, согласитесь)
* Экипировка и set-up
Когда речь заходит о партиях Дестроеров, занимающихся убийством Raid Boss’ов, многие(а особенно не знакомые с официальными серверами) наверняка представляют себе забронированных орков с килотоннами HP и оружием, дающим бонусы HP. Это в корне неверно. Итак, что такое убийство Raid Boss’а? Как же орки выдерживают столько damage и не умирают? Ведь все наверное испытывали на себе удары Raid монстров и не понаслышке знают насколько мощный урон наносят те своими атаками. Так вот, все дело в знакомом всем баффе – Vampiric Rage. Итак подробнее об экипировке. Самое главное в экипировке орка на рейд – оружие. Рассмотрим все имеющиеся варианты: 1) Дестроер 76- a. Great Sword Focus – B grade. Хорошее, экономичное оружие для орка…но не для рейдпоходов. Показатель P.Atk. слишком низок – 213. Встречаются экземпляры, заточенные на +10 и более, но они настолько редки и дОроги, что говорить о них, как о реальном оружии практически невозможно. b. Infernal Master Focus – A grade. Это оружие было введено в С5(Oath of Blood) и сразу заняло место в руках всех Дестроеров 61-76 lvl. Оно как будто специально придумано для фанатов класса(честно говоря, «весло» - Great Sword смотрится некрасиво). Им преподнесли в подарок возможность собрать не только функционально необходимое(и лучшее!!!), но еще и красивое оружие. После «закорючки» Berserker Blade и «весла» Great Sword это оружие носилось как гордость всего орковского рода. Оружие имеет хорошие показатели P.Atk – 264 и заточенное даже всего на +3 уже сравнивается в показателе P.Atk с Dragon Slayer – красивой, но абсолютно бесполезной вещью в деле рейдпоходов.(я сам с удовольствием использовал Infernal Master с 62 до 76 уровня) c. Sword of Ipos Focus – A grade. Наилучшее оружие для орка 61-76, но ввиду крайне сложного способа добычи и огромной стоимости мы это оружие не рассматриваем(владельцам можно только позавидовать). 2) Дестроер 76+(Titan). Тут вариант только один – Heavens Divider Focus – S grade. Это оружие является максимально эффективным(на момент написания статьи). Здесь даже нечего пояснять. Это оружие нужно просто попробовать в деле.
Теперь о броне. Было сломано много копий и истрачено форумных страниц и был найден оптимальный вариант – Tallum Heavy Set. Да, показателями P.def он вас не побалует и поначалу будет страшновато, но если вам не хочется тратить время, обопритесь на сложившееся мнение опытных игроков. Этот сет – лучший для рейдпоходов(в идеале конечно же надо иметь +6 Tallum Heavy Set, но лишь единицам суждено его собрать, слишком уж непредсказуемы затраты на его изготовление).
Теперь пару слов о татуировках или ”set-up”(в просторечии – «билд»). Тут есть 2 варианта: 1) +5 STR +4 DEX -9CON. Данный билд подходит только оркам, не заявляющим претензий на геройство. Наиболее подходит для рейдпоходов. 2) +4 STR +5 DEX -9 CON. В принципе отличия между первым и вторым невелики, но второй вариант дает +1 Speed, что очень важно для Титанов, участвующих на Олимпиаде.
Единственно, хотелось бы заметить, что тем, у кого слишком высокий ping до игровых серверов я бы не рекомендовал так сильно урезать CON – банально не сможете качаться, да и быстро реагировать на события будет сложно, часть необходимо будет просто предугадывать, что довольно тяжело на старте рейдерской жизни. Сделайте просто +5 DEX -5 CON и остановитесь на этом.
Ну и немного о вещах, не находящихся в повседневном обороте, но существующим, вследсвие чего пару слов сказать о них все же надо. Итак(выделены только важные для рейдпоходов бонусы): 1) Ring of Queen Ant – B grade - +15% урона при нанесении критического удара. +2 Аккураси 2) Ring of Baium – S grade - +4% скорости атаки, +15% урона при нанесении критического удара, +2 Аккураси 3) Zaken Earring – S grade - +4% Vampiric rage, +10% к «отлечиваемым» жизням(когда вас лечат) 4) Antharas Earring – S grade - +4% Vampiric Rage, +10% к «отлечиваемым» жизням(когда вас лечат) 5) Orfen Earring – A grade - +7% к «отлечиваемым» жизням(когда вас лечат) 6) Frintezza Necklace – A grade - на 10% быстрее приходят в готовность к повторному использованию все skills, +15% защиты от всех темных атак 7) Valakas Necklace – S grade - +445 HP, на 10% быстрее приходят в готовность к повторному использованию все skills
Все эти вещи в игре есть, но получить/купить их крайне сложно.
* «Природа» и классификация Raid Boss’ов
Всех рейд монстров можно разделить на 2 большие группы по нескольким параметрам: 1) По социальному статусу: a. Соло РБ b. Групповые РБ 2) По основе: a. Элементальные РБ b. Неэлементальные РБ c. Святые РБ d. РБ – мертвецы/демоны 3) По сложности(субъективный параметр) a. Очень легкие b. Легкие c. Нормальные по сложности d. Тяжелые e. Очень тяжелые
Итак, наверняка все наблюдали РБ не раз и замечали что некоторые РБ имеют социальное окружение – Raid Fighters – а другие не имеют такового. Так вот РБ с «свитой» называются групповыми, а без таковой – одиночными или соло РБ. Отличительные особенности групповых РБ – небольшое количество HP, невысокие показатели P.Atk, P.Def, M.Def, отсутствие self-buffs. Баффать группового РБ может только его охрана, но это явление нечастое и зависит от типа охраны. Типы охраны: 1) 2 охранника-воина + 2 охранника-лекаря(иногда 3+1) – самое неприятное сочетание, так как лекари постоянно убегают если их бить, что усложняет и сильно удлиняет процесс убийства РБ. Помимо этого такая охрана может переналожить баффы на самого РБ уже в процессе убийства(самый, самый противный РБ с такой охраной – Fire of Wrath Shuriel – его миньоны постоянно перекастовывают Reflect Damage) 2) 4(иногда 5) охранника воина – самый простой вариант, никаких баффов ни на боссе ни на охране не бывает. Зачастую из всех охранников выделяется один – как бы глава охраны(пример – Lilith Escort) 3) 2 охранника воина + 2(реже 3) охранника лучника – сложный вариант, хоть селфбаффов и нет, но урон, наносимый охранниками-лучниками иногда просто огромен. Плюс ко всему охранники-лучники стреляют издалека и приходится к ним бегать(проще начинать именно с них, чтобы РБ и охранники-воины подбегали к вам. Пример – Ketra’s Hero Hekaton) Одиночные же РБ характеризуются высокими боевыми показателями, огромным количеством HP и мощными селфбаффами. Этих РБ обязательно надо «отканселить» (снять селфбаффы) в самом начале убийства иначе можно потерпеть неудачу. Существует еще 2 исключения из этих групп. Это Lilith и Anakim. Эти 2 РБ имеют «охрану», однако им присущи все сильные стороны одиночных РБ, кроме селфбаффов.
Также, если рассматривать «природу» каждого отдельного РБ, то можно четко увидеть, на каком элементе/состоянии базируется P.Atk и P.Def, M.def каждого отдельно взятого РБ. Здесь все довольно просто. Против святых РБ используется Holy Resistance и Divine Protection в качестве защитных баффов и Blessing of Darkness в плане увеличения урона. Против «Андед» и демонических РБ все наоборот. Unholy Resistance, Divine Protection в качестве защиты и Holy Weapon в качестве увеличения урона. Против РБ, наносящих урон с любым из природных элементов в качестве защиты можно использовать Elemental Protection и соответствующий резист(Resist Wind/Fire/Wind/Earth). Увеличения урона можно добиться только путем включения Infernal Form и если Warlock или Sorcerer «повесили» на РБ Weakness to Fire.
Классификация по сложности – понятие субъективное и каждый сам определяет границы каждой группы для себя. Однако есть и общее мнение по повожу «самый слабый РБ». Самыми простыми можно назвать Antharas Priest Cloe, Death Lord Hallate и Immortal Savior Mardil.
* Формирование и состав рейдгрупп
Особенно много тут писать не о чем. Идеал давно найден и все отклонения от него – всего лишь следствие нехватки нужных классов или обилие желающих «поучаствовать». Итак идеальный состав: 1) Spectral Dancer 77+(БД) 2) Sword Muse 78+(СвС) 3) Arcana Lord 77+(Варлок) 4) Cardinal 76+(Бишоп) 5) Eva’s Saint 78+(ЕЕ) 6) Doomcryer 78+(Варк) 7) Titan 76+(Дестроер) Titan 76+(Дестроер) 9) Titan 76+(Дестроер)
Обязательно наличие 23 слотов под бафф у всех Титанов. Перечислю базовые баффы, присутствующие на любом рейде: 1) Acumen lv.3 2) Body of Avatar lv.6 3) Haste lv.2 4) Shield lv.2 5) Might lv.2 6) Vampiric rage lv.4 7) Greater Might lv.3 Focus lv.3 9) Death Whisper lv.3 10) Berserker Spirit lv.1 11) Song of Renewal 12) Chant of Victory 13) Dance of Fury 14) Dance of Fire 15) Song of Champion 16) Dance of Vampire 17) Dance of Warrior/Dance of Concentration 18) Song of Hunter 19) Song of Earth 20) Blessing of Queen Эти баффы используются всегда. Слотов остается ровно под Zealot+Frenzy+Rage, после этой связки Battle Roar, который заменяет Body of Avatar. В итоге получаем 23 занятых слота. Но так как оркам Акумен явно не нужен, то получается, что остается как раз 1 слот под защитные/атакующие баффы(к сожалению 24 слота могут себе позволить единицы орков), описанные в предыдущем разделе. Если же речь идет об «андед» РБ уровня «очень сложный», то можно не баффать Greater Might и заменить его на Divine Protection.
* Время «re-spawn», уникальные особенности
Re-spawn – время, необходимое РБ для повторного прихода в игровой мир(«респ»). Время респа не бывает фиксированным. Существует 4 группы РБ с разным респом: 1) обычные РБ – время респа 12-22 часа реального времени 2) Anakazel всех уровней – время респа – 9 минут реального времени. Сколько бы партий ни находилось внутри рифта, после убийства в течение 9 минут в комнату с РБ не телепортирует. 3) Uruka, Flamestone Giant, Soul of Water Ashutar, Soul of Fire Nastron, Ember, Queen Shyeed, Plague Golem имеют врема респа 26-36 часов реального времени 4) Benom – респ 1 раз в 2 недели реального времени за сутки до соады замка Rune. Убить этого РБ могут только члены клана-владельца замка Rune. Последовать за ними в подземелья замка не может никто. Если за эти сутки он не убит, то на осаде он выходит из подвала и крошит все живое в замке(как нападающих так и защитников). Интересная особенность этого РБ - пока он в подземелье, это просто рейдбосс уровня "очень тяжелый". Во время осады же он просто неубиваем. 100% ВР, 50% рефлект дамаж, П.атк уровня Антараса и огромная скорость бега, а также отсутсвие реакции на агрессию делают его практически бессмертным.
На некоторых РБ можно «качать» SA crystals, а именно: 1) 10->11 и 11->12 кристаллы качаются на Roaring Skylancer, Antharas Priest Cloe, Beast Lord Behemoth, Krokian Padisha Sobekk, Maenas Anor, Eilhalder Von Hellmann - только 1 кристалл может абсорбировать душу с шансом около 5% для каждого кристалла. То есть если все 9 человек в партии имеют кристаллы подходящих уровней, то при убийстве всех 6 РБ одного за другим можно «апнуть» от 1 до 3 стадий. 2) 12->13 кристаллы какчаются на Ember, Anakazel в HeroRift. Здесь есть шанс для всех кристаллов. То есть либо все кристаллы получают уровень, либо ни один. На Ember шанс составляет около 15%, на Anakazel около 5%.
Некоторые РБ требуют прохождения специального квеста для того, чтобы их вызвать в видимое состояние. Также стоит выделить Ealihalder Von Hellmann – РБ, появляющегося только во время ночи по игровому времени(1 час каждые 4 часа реального времени).
Также хотелось бы выделить 3 РБ-aggro - Master Anays, Benom, High Priestess Van Halter.
И особое внимание стоит уделить 3 самым неприятным РБ, имеющим бафф/селфбафф Reflect Damage – Death Lord Ipos, Fafurion’s Herald Lokness, Fire of Wrath Shuriel.
* Подготовка и убийство РБ
Итак, вы собрали партию, определились с РБ, которых вы будете пробовать на зуб и пришли на место. Но что кому делать? Описать все возможные случаи невозможно, но самые основные правила я попробую тут описать: 1) РБ агрится очень интересно – он необязательно будет постоянно бить одного дестроера, он может переагриться на Бишопа или ЕЕ или вообще на кошку Варлока. Что делать? Как реагировать? Ведь цифры урона по вам в систем чате просто поражают воображение. Первая и самая неверная мысль – бежать, кайтить. Ни в коем случае нельзя бегать, что бы ни произошло. Помните, дестроеры смогут «снять» с вас босса только если будут его бить и чем больше и чаще, тем быстрее РБ переключится на них. 2) БД и СвС. Хм, а что же делать им? О, у них же есть оружие, надо тоже бить!!! Никогда не позволяйте БД и СвС вообще двигаться с места. У БД вообще суперархиважная задача – по возможности держать РБ все время под Hex. СвС же выполняет роль как бы страховочной станции – у него всегда должно быть много МП, на случай если, допустим через 10 сек реденс, а у БД хватит только на 3 танца, да и то если танцевать их первыми тремя. Вот тут то СвСу и пригодится фул МП. Он обязан иметь достаточно МП даже на 5,6,7,8 сонг. Также СвС очень неплохо справляется с задачей сбивания ХП Дестроерам для повторного включения Френзи. 3) ЕЕ – как известно хилер/речаржер. Так вот о своей первой роли(хилере) ЕЕ должен вообще забыть во время рейдпохода. Всегда знайте, что Бишоп отлечит лучше и с меньшими затратами МП, чем ЕЕ – поэтому ЕЕ исключительно занимается речаржем Бишопа. 4) Варлок – у него много МП, но ему как бы кроме кошки и делать то нечего, верно? Ну так сделайте самое простое – помогайте Бишопу. Лечение никогда не бывает лишним. 5) Варк – у него самая сложная задача – следить за КоВом и вообще давать подсказки всей партии, он очень неплохо справляется с задачей координатора. 6) Бишоп – самая сложная роль. Как не дать боссу убить партию и при этом не потратить все МП?? Открою несколько простых истин. Так как Zealot понижает эффективность лечения на 50% то Major Heal неэффективен. Намного правильнее будет чередовать Balance Life и Restore Life – эти 2 вида лечения всегда лечат с одинаковой силой. Но тут требуются железные нервы, придется поначалу выслушивать «ГДЕ ХИЛ, БЛ…??». Не обращайте внимания, это от боязни умереть. Со временем, с накоплением опыта партии, люди уже вообще не будет смотреть на свои показатели ХП, самое главное не нервничать и делать каждому свое дело. Имеет смысл также использовать 2 оружия – одно с СА Conversion, второе с СА Acumen. Вначале используется Conversion, затем, когда кол-во МП спускается до обычного значения, оружие c Acumen. 7) Ну и наконец Дестры. Assist - вот ваша правда №1 на рейде. У МА есть всего 2 кнопки – Attack, Next target. Не заставляйте ведомых ждать новой цели или искать таргет самим. Переключайтесь на следующую цель когда у текущей меньше 20% ХП. Те 4 удара, которые ведомые по инерции нанесут по предыдущей цели, будут достаточными. Никогда не паникуйте. Внимательно следите за моментом падения Френзи и просите Бишопа прекращать хил. Как только босс сбил вам ХП до 30% снова, сразу Френзи, Баттл Роар, Раж и продолжайте рубить. В случае когда дело доходит до 3 Френзи, то - Зеалот, Френзи, ЭЛЕКСИР ХП, Баттл Роар, Раж. Подстраховывайте себя сами. Хил от бишопа не бывает мгновенным, а так вы дадите ему время и оградите себя от лишней нервотрепки и потери времени. Пока МА находится под атаками босса, СвС сбивает ХП 2 другим Дестроерам. Всегда убивайте миньонов. Сразу же как они отреспились, сразу же их убивайте по ассисту. Также существует практика срубания миньонов копьями, но она скорее применима к слабым РБ, так как миньоны умирают одновременно и респятся потом снова одновременно. А вот времени на подготовку к этому у вас уже не будет. Ну и общее для всех. Если вы можете как-либо действенно помочь, пытайтесь это сделать(Варк может кинуть слип в критической ситуации, Бишоп повесть Magic Backfire, ЕЕ может пожечь ману хилерам(только Анаким) и т.д.)